Главная История
English Українською

Как нас найти

История нашей церкви
Информация - История
09.02.2009 17:47
Индекс материала
История нашей церкви
История, часть 2
История, часть 3
История, часть 4
История, часть 5
История, часть 6
Все страницы

 

Церковь христиан веры Евангельской-пятидесятников имеет 20-ти вековую историю и берет начало свое от дня Пятидесятницы, когда, согласно книге Деяний Апостолов, Дух Святой сошел на апостолов и учеников Христа (Деян. 2 глава). На верующих из язычников Дух Святой сошел впервые в доме римского сотника Корнилия (Деян. 10 глава). По мере распространения Евангелия по всей земле, начиная с первого века и до наших дней, Дух Святой прилагает спасаемых к Церкви Иисуса Христа. ХХ век не был исключением. Несмотря на усиление атеистических учений, Слово Божие превозмогало и Церковь Христа являлась столпом и утверждением истины. Когда в начале 20-х годов в Украину прибыли проповедники Евангелия - Густав Шмидт и Иван Воронаев (в западную и юго-восточную части соответственно) - Дух Святой через них осуществил много труда по созданию церквей верующих, крещенных Духом Святым. Это были годы становления советской власти на Украине, которая своей целью сделала построение "нового мира" без Бога. Репресии начались, конечно же, с самых активных проповедников, братьев, сестер и их семей. Многие из них были заключены в тюрьмы и отправлены в ссылки. Даже самые малые собрания всячески преследовались и квалифицировались как противозаконные. Библия стала запрещенной. Это совсем не значит, что Церковь не существовала. Она жила Христом, который сказал: "Живу Я и вы будете жить". Ведь для слова Божьего нет уз.
Потом были тяжелые годы войны, когда многих братьев постигло испытание на верность Иисусу Христу. Но Церковь Христова жила. Верующие собирались по домам небольшими группками, часто в ночное время.

В начале 50-х годов Церковь христиан веры Евангельской в Киеве и области насчитывала десятки членов. Нередко это были христиане-баптисты, получившие крещение Духом Святым через наставление в вере. Нелегальное положение этой церкви продолжалось десятки лет. В Киеве пресвитером такой церкви в это время был молодой брат Бойко Владимир, который отделил часть сестер и братьев за несогласие с его практикой использования духовных даров. Несколько лет эта группа проводила свои собрания, служа Господу и посещая верующих в Киеве и области, и увеличивалась числом. Тогда никто не мог подумать, что из этой небольшой группы верующих вырастет церковь, которая теперь собирается в Киеве по улице Карьерной, 44. Но Господь видел притеснение Своего народа и укреплял веру христиан, несмотря ни на какие притеснения извне и разногласия внутри среди служителей поместных церквей христиан веры Евангельской.

В 1958 году в Киев приехал брат Озеруга Владимир Иванович. На Киевщине в это время фактически уже было два объединения поместных церквей. В том же году Владимир Бойко выехал в Казахстан (узнав о том, что власти готовят его арест), а его служение принял Иванов Михаил, который впоследствии стал епископом в одном из объединений церквей.
Следует немного сказать о биографии брата Озеруги Владимира Ивановича, так как она характеризует положение христиан в Украине в послевоенные годы.
Владимир Иванович Озеруга родился в январе 1926 г. в селе Полицы Ровенской области. Его отец Иван Кириллович был одним из первых христиан веры евангельской в этом регионе Западной Украины. Горячо любя Иисуса Христа, он сумел передать эту любовь своим детям. В 1939 г. советская власть захватила эту часть Западной Украины и установила свои законы. На христиан были воздвигнуты большие гонения и преследования, многие верующие были брошены в тюрьмы. Не обошла эта участь и семью Озеруг.

В 1943 г. в возрасте 17 лет Владимир Иванович Озеруга был призван в Советскую армию и за отказ давать присягу, а также отказ от оружия, был приговорён военным трибуналом к исключительной мере наказания – расстрелу. Позже, расстрел был заменён 25 годами лишения свободы, и ещё позже - 10-ю. В 1949 г. он получил досрочное освобождение, благодаря давлению Западных Союзников на Советскую власть в вопросе свободы вероисповедания. Владимир Иванович на несколько лет поселился в Горьковской области, где продолжал служить Богу. В начале 50-х он возвращается в родное село Полицы, где застал печальную картину. Многие церкви были разрушены, собрания запрещены, молодежь уходила в мир. По просьбе руководящих братьев Владимиру было поручено возглавить молодежную работу, за что он ревностно взялся. Вся работа проводилась в глубоком подполье. Несмотря на это, агенты КГБ узнали о существовании этой работы, но долгое время не могли узнать имя организатора. Однако, со временем, они узнали имя, был выдан ордер на арест Озеруги В. И. Скрываясь от КГБ, Владимир Иванович принимает решение бежать в те места, где его трудно будет найти – в Сибирь. Через прямое Божье вмешательство был получен на руки паспорт, и он поспешно покинул родные края. По дороге в Сибирь, Озеруга В.И. остановился на некоторое время в Киеве, где он женился на сестре Евдокии Васильевне. Вскоре они без денег и другого материального имущества отправились в далёкое путешествие. Они поселились в Иркутской области в городе Черемхове в 1952 году. На протяжении следующих шести с половиной лет, вместе со своим братом и товарищем по заключению Гущиным Николаем, он продолжал своё служение. В этот период были открыты шесть новых церквей в городах Ангарск, Черемхово, Слюдянка, Зима, в Читинской области и др. В их семье было трое детей, когда в 1958 году было принято решение возвращаться на Украину. Местом проживания был выбран пригород Киева, где Владимир Иванович и стал посещать церковь под руководством Иванова М.И.

После нескольких бесед с братом Ивановым М. И. Владимир Озеруга вместе с женой присоединились к отделенной группе, где в то время было уже более 30-ти членов Церкви. Среди проповедников были братья Мозговые (Андрей, Борис, Виктор), Петр и Павел Кирпачи, Павел Павленко, Сергей Медведев.
Всех их объединяла любовь Христова и желание иметь общение со всеми святыми.
Гоподь обильно благословлял Церковь и охранял в трудных испытаниях.


После собрания в лесу. После собрания в лесу.

Несмотря на все притеснения властей, верующие предоставляли свои дома для собраний, которые часто проходили при закрытых окнах и дверях. Летом убежищем для верующих были леса в разных районах Киевщины. Так продолжалось более десяти лет. Бог хранил церковь от агентов КГБ и милиции. Не часто им удавалось обнаружить место, где проводятся служения. Церковь видела благословение и охрану Божью и умножалась. Уже были руководящие братья: пресвитер Озеруга В. И., диаконы - Павленко П. А. и его тесть Бойко О.

В 1968 году к церкви присоединился ещё один брат – Маковик Иван Михайлович. Родом он был из маленького села возле города Барановичи в Белорусии. В 22 года приехав в Киев, он долгое время посещал церковь Иванова. Затем он начал посещать служения Озеруги.
Преследования за проповедь Евангелия продолжались, на верующих налагались штрафы, достигавшие половины месячного заработка. В середине 60-х, когда подходило к концу правление Н. С. Хрущева, на В. И. Озеругу было воздвигнуто гонение со стороны руководства завода, на котором он работал и вскоре он был уволен. Это было очень тяжёлое время для пресвитера и его семьи, но Бог не оставлял их. Видя, что ничего не может остановить служение Владимира Ивановича, власти ставили вопрос отобрать у него детей, мотивируя это тем, что родители не могут дать нормального воспитания своим детям. И только по молитве церкви и семьи этот замысел не удался. Время шло и отношение к христианам постепенно, хотя и медленно, улучшалось.

Посещение друзей в Днепродзержинске Посещение друзей в Днепродзержинске

Были попытки обратиться к властям с просьбой о регистрации церкви, на которую ответили отказом. Один из руководителей с насмешкой заметил, что скорее у них вырастут волосы на ладони, чем церковь получит регистрацию. Но церковь продолжала молиться и просить у Бога о помощи.

В начале 70-х в Киев приехал Назарчук Николай Фомич, который был из тех же мест, что и Озеруга. Он был одним из активных служителей на Западной Украине. Его отличали хорошее знание Слова Божьего, дар учительства и организаторские способности. Много лет он нёс служение в одной церкви с отцом В. И. Озеруги. Он сразу же включился в работу церкви и внёс свой вклад в ее устройство.

В 1969 году Советское правительство принимает решение дать регистрацию некоторым церквям с формулировкой "автономно". Братья восприняли это предложение с большой осторожностью, помня прошлое. Многие отказались выходить из подполья, не доверяя Советской власти. В.И. Озеруга первым увидел в этом милость Божью. Новое время приносило новые возможности, и нужно было не упустить этот момент благодати. Было принято решение дать согласие на встречу с руководителями союза баптистов. В 1974 году в Киев приехал представитель баптистов Шатров Пётр, он был ответственным по пятидсятничекому движению в СССР. Эта встреча состоялась и Шатров подтвердил решение властей дать регистрацию. После этой встречи все руководящие братья были вызваны к уполномоченному по делам религии в Киеве Руденко В.В. От него поступило конкретное предложение подать заявление на регистрацию церкви в официальных органах власти. После этого было подано заявление от церкви и, таким образом, церковь была зарегистрирована официально в 1974 году.

Ещё одна деталь, которая требовалась для регистрации – 20 фамилий и адресов, проживавших в Киеве членов церкви. Это было не простое решение для многих христиан. Люди боялись потерять работу, испортить репутацию детям в школах и ВУЗах, но всё же эти 20 нашлись. Вот некоторые из них (официально названы учредителями): Глиева Анна, Гнип Мария, Гнип Надежда, Грушко Галина, Кривошея Анна, Литус Олександра, Маковик Галина, Маковик Иван, Маликов Владимир, Маликова Прасковья, Мозговой Андрей, Мозговой Борис, Мозговой Виктор, Назарчук Николай, Озеруга Евдокия, Шинкаренко Матрёна.


Сразу же стал вопрос о покупке здания и около 70-ти членов церкви, проживающих в г. Киеве и его пригороде, согласились добровольно участвовать пожертвованиями на приобретение помещения для проведения собраний церкви. Это оказался очень сложный вопрос. Для того, чтобы купить и оформить дом для проведения служения необходимо было обращаться в органы власти но ни один комитет не хотел дать возможность открыться в Киеве молитвенному дому. Власти оказывали давление на продающего и он отказывался продавать дом христианам. Так было сорвано несколько попыток приобрести дом для проведения собраний. Но тут на помощь с мудрым советом пришел уже знакомый нам Руденко. Он посоветовал оформить дом на частное лицо и начинать проводить Богослужения. Так в 1974 году состоялась покупка молитвенного дома на улице Карьерная, 44. Церковь получила возможность собираться в своём здании, предварительно приспособив его для этой цели.

Молодежь - 1975 г. Молодежь - 1975 г.

В 1975 году был избран председателем общины Назарчук Н.Ф. В его обязанности входили, по большей части, хозяйственные дела церкви. Представители власти общались, в основном, только с двумя людьми из церкви: пресвитером и председателем. В том же году, увидев, что старый дом уже мал для проведения Богослужений, приняли решение строить новый молитвенный дом. Это было нелегко. Люди приходили на стройку после работы, по выходным, во время отпуска. Строительство продвигалось очень быстро и вскоре было закончено. Божья благодать действовала в новом доме, люди получали прощение и приставали к церкви. Церковь росла. Но давление не уменьшалось. Братьев вызывали в КГБ, штрафовали и всячески мешали работе церкви. Властью был установлен новый свод правил: никто из других церквей не имел права проповедовать на Карьерной, 44; категорически запрещалось участие иностранцев в служении; дети же имели право присутствовать, но участвовать – ни в коем случае; если кто-то хотел принять водное крещение по вере, должен был подать свою фамилию в соответствующие органы. Естественно, братья не могли согласиться на такие условия и всё равно гости проповедовали, дети принимали участие, а водное крещение часто преподавалось вечером или даже ночью.

1975 год был отмечен ещё одним событием. На Новобеличах (микрорайон Киева) началась постройка нового большого молитвенного дома. Группу из 15-ти человек, перешедших туда, возглавили Пархоменко Леонид, Мозговые, Кирпачи, Чирук Николай. Это была вторая автономно зарегистрированная церковь.
В 1976 году в Киев приехал служитель Хмарук Савелий Наумович. До этого он нёс служение пастора в городе Черкассы. По приезде в Киев он активно включился в служение и стал диаконом в церкви по ул. Карьерной (в конце 80-х он отошёл в вечность).
В 1976 году на постоянное место жительства приехал в Киев из Здолбунова родной брат Владимира Ивановича – Озеруга Сергей Иванович. Он был одним из регентов церкви в городе Ровно и, приехав, сразу же взялся за организацию хора. Это было сложно, потому что никто не имел опыта в этом служении, но всё же, вскоре появились хорошие результаты. В 1977 году из пгт Степань в Киев приехал Савочка Пётр Михайлович, имевший хороший голос. Сразу же организовалась мужская певчая группа. Группа и хор много посещали церкви в разных городах СССР. В конце 70-х - начале 80-х в состав братского совета входили:
1. Озеруга В. И. – пресвитер
2. Назарчук Н. Ф. – председатель
3. Маковик И. М. – диакон
4. Павленко П. А. – диакон
5. Хмарук С. Н. – диакон
6. Сиродан И. И. – диакон
7. Балун Анатолий
8. Заднепровский Николай
В церкви проводились молодёжные служения, лидерами которых были молодые братья:
1. Озеруга Сергей
2. Павленко Виктор
3. Микитюк Леонид
Молодёжь часто выезжала посещать другие церкви, имела хорошие  отношения со многими церквями в разных городах СССР.



В те же годы был создан Союз Автономных Церквей. Руководили:
1. Фёдор Вознюк
2. Назар Решиковец
3. Владимир Озеруга
4. Николай Гущин.

Несмотря на повышенное внимание со стороны властей, поместную церковь посещали братья из-за рубежа, поддерживали словом и утешением из Писаний. Большим сокровищем были подаренные чаши для Хлебопреломления и Библии. На фото запечатлена одна из таких встреч. Двое слева - шведские гости. Далее в первом ряду: Озеруга В. И., Глуховский В. С., Назарчук Н. Ф.

Молодежная поездка Молодежная поездка

 

Посещение иностранными служителями


Шли годы, церковь росла. Дом молитвы не вмещал всех верующих.
В 1985 году, с приходом к власти М.С. Горбачёва, открылись новые перспективы для церкви. Церковь начала активно включаться в евангелизационное служение. Активное участие в работе принимали:
1. Озеруга Сергей
2. Радчишин Пётр
3. Гончарук Степан
4. Савочка Филип
5. Озеруга Олександр

Количество членов на Карьерной 44 увеличилось до 350-ти и здание снова было расширено. Вскоре появилась мысль о постройке нового, большого молитвенного дома. Был найден участок, но бюрократические структуры коммунистической системы сделали всё возможное, чтобы этот молитвенный дом никогда не был построен.

Старое здание дома молитвы

Молодежь конца 80-х Молодежь конца 80-х

Молодежь конца 80-х Молодежь конца 80-х

Молодежь конца 80-х Молодежь конца 80-х

Кагарлык, 1989 год Кагарлык, 1989 год

В середине 80-х служения начали посещать студенты киевских ВУЗов из Африки. Количество их росло и временами достигало 20-25 человек. Они участвовли в Богослужениях, евангелизационных служениях с молодёжью и вскоре получили от братьев разрешение проводить служения самостоятельно. Служение словом несли братья Питер, Левий, Генри и др.

 

Студенты-африканцы Студенты-африканцы

Студенты-африканцы с церковью

1990-1992 годы стали переломными в истории церкви. Уже было достаточно много братьев, которые могли проповедовать, петь, вести служение. Все чаще стал возникать вопрос об открытии новых церквей. Более десяти молодых братьев имели желание трудиться на ниве Божией. В.И. Озеруга и братский совет церкви поддержали это желание и начали работу по созданию поместных церквей на Киевщине.
Около двадцати членов церкви проживали в селе Петровское, Киево – Святошинского района, там была открыта новая церковь и служителем был поставлен Радчишин Петр. Он активно включился в работу, и вскоре церковь получила участок земли и начала строительство молитвенного дома, который вскоре был завершен.
В селе Жердова Броварского района новую церковь организовало около 30 человек. Пастором был поставлен Николай Ходакевич.
В городе Бровары около 20 человек начали проводить богослужения. Пастором был поставлен Владимир Рышко.
В Фастовском районе проживало много верующих, которые ездили на служения в Киев. В этом же районе в селе Червона Мотовиловка проживал В. И. Озеруга. Вскоре в этом селе также была открыта церковь. Пастором был поставлен А. И. Озеруга. К нему присоединилось 40 человек. Через некоторое время они построили свое здание церкви.
В селе Заворычи Броварского района осталось 10 человек во главе с В. П. Мозговым.
В г. Переяслав-Хмельницкий служение начал Георгий Власов.
В селе Тарасовка Киево-Святошинского района собиралось около 20 человек - пастор Игорь Скоць.
В Вышгороде Киевской области церковь возглавил А. В. Озеруга.
В Киеве в микрорайоне Оболонь - В. В. Озеруга.
В Киеве в микрорайоне Русановка - В. А. Савчук
Летом 1991 г. от церкви по улице Карьерная отделилась активная часть молодежи, около 26 человек, во главе с В. Н. Решитинским и С. В. Озеругой Вместе с ними ушли и другие братья: Савочка Ф., Вознюк В., Сиродан Н., Савочка Ю., Наливайко И. Они начали проводить служения в микрорайоне Святошино, церковь была названа « Христианская надежда».
Спустя некоторое время С. В. Озеруга начал проводить служения в городе Боярка.
Ф. Савочка - в городе Вишневый.
В. Вознюк начал служение в микрорайоне Дарница, г. Киев (церковь "Эммануил").
Немного позже была организована еще одна церковь в г. Фастове, где пастором был поставлен Петр Савочка.
Это были плодотворные годы в жизни Христовой церкви, т. к. Господь открыл пространную дверь для проповеди Евангелия. К сожалению, это были и последние годы жизни и служения основателя и пастора церкви по улице Карьерная, 44 Озеруги В. И.
До последних дней своей жизни Владимир Иванович Озеруга трудился на ниве Божьей. Посещал только что открытые молодые церкви, ободрял молодых пастырей и помогал им в служении. Ещё в субботний день он преподавал крещение в городе Фастове, а в ночь с субботы на воскресенье в июле 1995 года его сердце остановилось, и он отошёл в вечность. Но работа и служение, начатое им, Бог продолжал и продолжает через других братьев.

Совместное водное крещение Совместное водное крещение


Далее представлена подборка фотографий периода 90-х годов. Непростое время в стране не стало преградой для проповеди Евангелия. Бог прилагал спасаемых к церкви, каждый год церковь проводила по два крещения. Опустевшие (после перехода многих членов в новые церкви) места, заполнялись новыми братьями и сестрами.

1990 г.

Крещение 1990 год Крещение 1990 год

 

1992 г.

Крещение 1992 год Крещение 1992 год

 

1994 г.

Крещение 1994 год Крещение 1994 год

 

1995 г.

Крещение 1995 год Крещение 1995 год

 

1997 г.

Крещение 1997 год Крещение 1997 год

 

1998 г.

Крещение 1998 год Крещение 1998 год


После смерти В. И. Озеруги исполняющим обязанности пресвитера был избран диакон И. М. Маковик, а 5 февраля 1996 г. на членском собрании избрали двух его помощников - Н. В. Каленика и С. И. Озеругу.

Рукоположение диаконов Рукоположение диаконов

В середине 90-х в члены церкви был принят Виктор Лимонченко и вместе с женой Лией немало послужил созиданию поместной церкви.

Маковик и Лимонченко преподают крещение Маковик и Лимонченко преподают крещение

24 апреля 1996 г. глава Всеукраинского союза христиан веры евангельской Николай Адамович Мельник стал членом поместной церкви.

Николай Адамович Мельник Николай Адамович Мельник

26 декабря 1996 г. Николай Каленик был рукоположен на служение пресвитера, а Михаил Кукса - на служение евангелиста.

Рукоположение М. Куксы и Н. Каленика Рукоположение М. Куксы и Н. Каленика

К этому времени молитвенный дом в очередной раз стал слишком мал для того, чтобы вместить всех посетителей богослужений. В 1997 году на месте старого здания (в котором начинала собираться церковь в 70-х годах) была построена пристройка с подвалом и балконом. В реконструированном доме стало более пятисот сидячих мест.

Последняя фотография церкви на фоне старого здания, 1996 год Последняя фотография церкви на фоне старого здания, 1996 год

Разборка старого дома Разборка старого дома

Фундамент пристройки Фундамент пристройки

Реконструкция дома молитвы Реконструкция дома молитвы

 

В конце 2000 г. Николай Адамович Мельник выехал в США, пасторское служение продолжил нести Николай Каленик. 

 

Обновлено 18.11.2014 21:41
 

Календарь